К 1030-летию Крещения Руси в Дудкинской сельской библиотеке был проведён обзор литературы «История Руси Православной». В библиотеке оформлена одноимённая книжная выставка. На мероприятие были приглашены читатели – пенсионеры, которым интересна эта тема. В самом начале мероприятия библиотекарь кратко остановилась на истории православной церкви.
История православной церкви в России остается до сих пор одной из наименее разработанных областей русской историографии. А история Русской православной церкви не была однозначной.
Русская земля делилась в древности на четыре главные части: Новгородская, область западной Двины, т.е. область Кривская или Полоцкая, область Днепра, т.е. область древней, собственно, Руси, и область верхней Волги, т.е. область Ростовская…
К концу IX века область России вследствие природного влияния разделилась главным образом на две части: племена, жившие на юго-востоке, находились в подчиненности от азиатского племени, стоявшего лагерем на Дону и Волге; племена, жившие на северо-западе, должны были подчиняться знаменитым морским королям, предводителям европейских дружин, вышедшим с берегов Скандинавии. Около 862 года, как говорит летопись, племена, платившие дань варягам, изгнали их за море…
Случилось так, что несколько племен, не видя возможности выхода из родового, особого быта, призывают князя из чуждого рода, призывают единую общую власть, которая соединяет роды в одно целое, сосредотачивает силы северных племен, используется этими силами для сосредоточения остальных племен Средней и Южной России. Таким князем был Рюрик. И первой же династией русских князей на Руси были Рюриковичи. Именно с Рюрика началась важная деятельность русских князей — построение народов, сосредоточение народонаселения. Сохранилось предание, что после смерти братьев (Синеуса и Трувора) Рюрик оставил Ладогу пришел к Ильменю, срубил город над Волхвом, назвал его Новгородом и сел тут княжить…
Летописи свидетельствуют, что в лето 988 года произошло ОФИЦИАЛЬНОЕ ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА. Это важнейшее событие для русских было ускорено ходом политических взаимоотношений между Русью и Византией…
Уже со времени Владимира и к первым десятилетиям княжества Ярослава можно отнести создание храмов и соборов в Пскове, Белгороде, Новгороде, Полоцке, Чернигове, и в некоторых других городах. После татаро-монгольского нашествия кафедра митрополии в 1299 г. перемещена во Владимир, а в 1325 г. — в Москву. С 1448 г. — автокефалия (1-й независимый митрополит — свт. Иона). После падения Византии (1553 г.) и до сих пор претендует на звание «третьего Рима». В 1589 г. Борис Годунов учреждает патриархат. Первым патриархом стал свт. Иов, который окончательно подчинил церковь целям светской власти.
С 1667 г. Русская Православная Церковь сильно ослаблена старообрядческим расколом, а затем реформами Петра I. Петр I «подмял по себя» верховное духовенство. Патриаршество было упразднено — учрежден так называемый Святейший Синод, назначаемый императором. Соборы созывать не разрешалось. Таким образом, он взял в свои руки две ветви власти: государственную и духовную. Эти реформы привели к тому, что в глазах верующих снизился авторитет верховного духовенства, так как теперь Святейший Синод был дарован не Свыше, а назначался Императором, как и другие высшие чиновники на работу…
В 1924 г. Высший церковный совет преобразован в обновленческий Синод во главе с митрополитом.
Часть священнослужителей и верующих, оказавшихся в эмиграции, образовала так называемую «Русскую православную церковь за границей». До 1928 года РПЦЗ поддерживала тесные контакты с РПЦ, однако впоследствии эти контакты были прекращены. В 1930-е гг. церковь была на грани исчезновения. Только с 1943 г. началось ее медленное возрождение в качестве Патриархата.
На Поместном Соборе 1971 г. произошло примирение со старообрядцами.
С распадом Советского Союза в 1991 году началось возрождение Русской Православной Церкви по всей территории России. Восстановление храмов, открытие новых приходов, увеличение числа верующих – признаки 90-х годов ХХ века. Россия и Православие – неделимы, только с Верой можно достичь былого величия нашей Родины. А наша вера – ПРАВОСЛАВНАЯ, прошла очень долгий и тернистый путь, что видно из вышеизложенного.
Я прошу обратить внимание на следующие книги, имеющиеся в нашей библиотеке.
- Русское православие: вехи истории /Науч.ред. А.И.Клибанов.- М.: Политиздат,1989.- 719 с.
Книга написана видными советскими учёными и историками и освещает
широкий круг проблем, связанных с историей русской православной церкви, определения её роли и места в культурно-историческом процессе. Опираясь на огромный фактический материал и документы, авторы анализируют попытки богословов приукрасить прошлое русского православия.
- Кузьмин А.Г. К какому храму ищем ы дорогу? (История глазами современника)..М.: Современник, 1989.- 400с.
Темой книги являются споры, которые ведутся в науке, литературе вокруг памятных событий отечественной истории. Начало Руси, язычество и христианство, культурные традиции и международные связи, которые на протяжении тысячелетия соединяли в рамках единого государства многие народности и их языки – вот основные проблемы, которые поднимает автор этой книги.
- Жизнь и житие Сергия Радонежского /Сос., посл., и коммент. В.В.Колесова; Подгот.текста В.В.Колесова и Т.П.Рогожкиной.- М.:Сов.Россия, 1991.- 368с., ил.
Более 600 лет назад скончался заступник и печальник земли Русской Сергий
Радонежский. Духовный символ единения Руси после Куликовской битвы1380 года. Сергий как образ литературы и реальный образ часто привлекал к себе общее внимание. В книге помещена «Историческая выпись» Екатерины II, созданная в разные годы разными авторами. Завершают книгу размышления философов о России, о её нравственных идеалах, о роли преподобного Сергия в истории духовной жизни и государственности. Книга иллюстрирована миниатюрами из лицевой рукописи Жития и изображениями древнерусской иконописи.
- Библейские легенды /Пересказ М.Письменного; Вступ. К.Андерсона; Илл. Г.Доре; Оформление М.Горлова.- Дербент: «Интерэкспресс».1992.- 320с.
В книгу включены широко известные легенды из Ветхого Завета, нашедшие
отражение в мировой культуре.
- Святочные истории: Рассказы и стихотворения русских писателей /Сост., примеч. С.Ф.Дмитренко.- М.:Русская книга, 1992.-320с., ил.
В книгу вошли произведения русских писателей – классиков. Это весёлые и
печальные святочные рассказы, которые очень любили и читали в дореволюционной России. В канун Нового года их печатали во всех газетах и журналах. И сегодня, передавая аромат минувшего времени, они ничуть не утратили своей свежести.
- Жизнь Иисуса Христа: поступки и деяния.- Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1990.- 176с.
В книгу вошли тексты Нового Завета и сочинения Г.В.Гегеля «Жизнь Иисуса
Христа», рассказывающие о жизни и поступках Иисуса Христа.
- Горохов М.Г. Книга насущных вопросов о православной вере.-т М.: Издательство группа «АРБОР» 1998.- 160с.
- Православная энциклопедия.- М. Церковно- научный центр «Православная энциклопедия»,2012.- 752с.