26 сентября в Дудкинском отделе №6 прошла литературная Акция «Аксаковская осень — 2018». Целью Акции является:
- познакомить учащихся с личностью писателя С.Т.Аксакова;
- научить определять идею сказки через обращение к сюжету, к образам и художественному мастерству писателя;
- развивать монологическую речь, мышление, память;
- воспитывать стремление и желание быть внимательными к окружающим, проявлять чувство доброты и справедливости.
Библиотекарь рассказала детям, что не только у поэтов и писателей отмечают дни рождения, но и у произведений этих мастеров. В этом году исполняется 160 лет сказке, которая начинается немного по-другому, чем большинство других сказок. И наше мероприятие я сегодня решила назвать словами, которыми начинается эта сказка: «В некоем царстве, в некоем государстве…»
О какой же сказке сегодня пойдет речь?
Автором этой сказки является русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков, которую он записал за год до своей смерти. Впервые Сергей Аксаков услышал ее в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести «Детские годы Багрова-внука»: «Скорому выздоровлению моему мешала бессонница… По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею (прислугу), которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать… Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная… села у печки и начала говорить, немного нараспев: «В некоем царстве, в некоем государстве…» Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз сказку об Аленьком цветочке. С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок. В последние годы жизни, работая над книгой «Детские годы Багрова-внука», Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее замечательную сказку «Аленький цветочек» и записал ее по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 году (160лет назад).
В 1952 году был создан мультфильм под таким же названием.
Затем библиотекарь объяснила, что чтобы правильно понять авторский замысел, надо хорошо себе представлять личность писателя и знать условия, в которых жил автор.
Выступили заранее подготовленные ученики с небольшими рассказами о родовом имении Аксаковых в Майнском районе Ульяновской области, о матери Марии Николаевне Аксаковой, об отце Тимофее Степановиче Аксакове и ключнице Пелагее.
Затем библиотекарь вместе с ребятами прочитала сказку Аксакова «Аленький цветочек» и поинтересовалась у присутствующих: понравилась ли сказка? Какие эпизоды особенно запомнились? В каких фрагментах сказки проявилась любовь Аксакова к природе?
Ребята рассказали описание сада во дворце чудовища: сам сад, деревья, плоды, птицы; зачитывают строки.
О чем же эта сказка?
Эта сказка — о заколдованном королевиче и девушке, которые силой своей любви одолели чары злой волшебницы;о доброте и силе любви, которая только одна может бороться со злом.
Итак, сказка С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» о волшебной силе любви и добра.
А сейчас мы проведём — Брейн-ринг
«Кто самый внимательный»
1.Имя человека, рассказавшего Сергею Тимофеевичу Аксакову сказку об аленьком цветочке? (Пелагея.)
2.При помощи чего средняя сестра колотила на окне орехи в начале сказки? (Туфлей.)
3.Настенька приласкала кошку, а старшая сестра… (Пнула ее ногой.)
4.Каким движением встретили три дочери своего отца? (Поклоном.)
5.Как звали отца трех сестер? (Степан Емельянович.)
6.Как звали старшую дочь? (Гордея.)
7.Как звали среднюю дочь? (Любава.)
8.Уезжая в дальние страны, отец оставил своим дочерям наказ: «Жить без меня мирно и … » (Дружно.)
9.Если исполнят дочери наказ, то он им обещал привезти гостинцы, которые они сами себе пожелают. Что попросила старшая дочь? (Злат венец.)
10.Что попросила средняя дочь? (Чудо-зеркальце.)
11.Какой первой дочери отец купил подарок? (Средней дочери – Любаве.)
12.Как отец попал в царство? (Его выбросило волной на берег этого царства.)
13.Назовите первое чудо, которое отец увидел в этом царстве? (Появилась лодка.)
14.Какую фразу произнесла Настенька, когда увидела аленький цветочек, причем произнесла ее два раза: сначала с нежностью, а потом с укором? («Так вот ты какой, цветочек аленький!»)
15.Как Настенька узнала о том, что отцу нужно было вернуться в царство? (Случайно подслушала разговор.)
16.Что делал отец, когда Настенька взяла кольцо со стола, чтобы отправиться в царство чудища? (Спал.)
17.На какой палец нужно было надеть кольцо, чтобы оказаться в царстве чудища? (На правый мизинец.)
18.Какое животное сопровождало Настеньку по царству? (Козленок.)
19.Когда Настенька вернула цветок, чудище сказало ей такие слова: «Нет, не накажу, а … тебя за сердце твое доброе». (Награжу.)
20.Сколько нарядов примерила Настенька в царстве чудища? (Четыре.)
21.Под пение какой птицы Настенька исполнила песню о родной стороне? (Соловья.)
22.В какой момент Настенька увидела чудище? (Попыталась поднять шарфик, упавший в воду.)
23Какой фрукт катался по сере.бряной тарелочке и показывал разные страны и царства? (Яблочко.)
24.Во сколько обещала Настенька вернуться к чудищу? (В 8 часов вечера.)
25.О чем спросили сестры Настеньку, когда она вернулась домой? (О подарках.)
26.На сколько часов сестры перевели часы назад? (На один час.)
27.Что еще сделали сестры, чтобы помешать Настеньке вовремя вернуться в царство чудища? (Закрыли окна.)
28.Какое чувство руководило сестрами, когда они переводили стрелки часов назад? (Жадность, злость, зависть.)
29.Кто превратил молодца в чудище? (Колдунья.)
30.Что помогло Настеньке справиться со злыми чарами? (Бескорыстная и искренняя любовь, преданность, верность данному слову.)
А сейчас мы проведём коротенькую блиц — игру
1.Угадайте слово из 7 букв, которое назовёт главную черту третьей дочери.(доброта).
- Это слово из 6 букв.Какому качеству третьей дочери обязан своим возрождением принц?(любовь).
- Какой эпитет употребил принц, когда рассказывал свою историю о волшебнице? (злая).
Ребята с удовольствием отвечали на вопросы викторины.
В заключении мероприятия дети нарисовали рисунки и общими усилиями изготовили Аленький цветочек. Всем понравилось.